Выступление Ольги Голодец на конференции «Модернизация экономики и общества»

Olga_GolodetsДобрый день, уважаемые коллеги, мне хочется поприветствовать вас и хочется поблагодарить большинство здесь сидящих, потому что практически в режиме онлайн мы работаем с большим количеством учёных здесь присутствующих по формированию и реализации политики в социальной сфере.

Я не хотела бы отнимать у вас много времени, очень коротко остановлюсь по пунктам по основным актуальным задачам социальной политики, которые стоят сегодня перед нашим обществом. И мне бы хотелось, чтобы эти задачи попали в поле вашего рассмотрения.

Первая задача касается демографии. Здесь те результаты, которые нам удалось достичь, я считаю абсолютно успешными. Потому что естественный прирост на фоне тех демографических трендов, которые мы имеем, это очень серьезное достижение. Но нам предстоит этот успех закрепить, потому что ситуация у нас ухудшается. Здесь сидит много демографов, я не буду подробно рассказывать, почему она ухудшается, каким образом у нас сокращается численность женщин фертильного возраста, но есть меры, которые мы можем этому противопоставить.

И выбор этого эффективного инструментария, превращения его в эффективную политику — это и есть очень серьезная задача самого ближайшего периода.
Мы с коллегами обсуждали тему поддержки первых рождений. Мы все время говорим о втором и о третьем ребенке, и это хорошая практика, которая доказала свою эффективность, и от этих мер мы не предполагаем отказываться. Тема материнского капитала, и тема поддержки рождения третьего ребенка будут развиваться, потому что их вклад и теми коллегами, которые здесь присутствуют, тоже оценен.

Однако есть тема поддержки рождений в молодых возрастах 23-25 лет, у нас, к сожалению, идет тренд на увеличение числа абортов, искусственного прерывания беременности, в том числе, и в благополучных семьях. У нас по стране число абортов достигло 1 млн случаев, и это большая цифра. Если говорить об абортах в молодых возрастах, то на долю женщин до 23 лет приходится 250 тыс. абортов, причем подавляющее их большинство приходится, к сожалению, на благополучные семьи. Мы обратили внимание, что женщина откладывает рождение первенца ради карьеры, ради успешного профессионального образования. И сейчас мы взяли очень четкий курс на то, чтобы сформировать благоприятные условия для сочетания профессионального становления женщины и ее материнства. Сегодня мы прорабатываем программу, которая будет запущена уже с первого сентября этого года. Это то, что было отработано в пилотном режиме в этом году. Женщины получили в этом году право на бесконкурсное зачисление на подготовительные курсы в вузы. Эти женщины теперь продолжат образование в вузах. Мы думаем о специальной целевой программе по профессиональной подготовке, по приему женщин, имеющих маленьких детей, в вузы. Но так же мы думаем о специальной целевой поддержке вузами молодых семей и молодых женщин. Это тема семейных общежитий, прежде всего, и яслей на базе вузов. То есть, мы должны создать комплексную программу по поддержке рождений первого ребенка.

Следующая тема, которая представляется очень важной, — это снижение смертности. По смертности мы много говорили. И замечательно, что в прошлом году нам удалось переломить тренд, и к концу годы мы вышли на показатель средней продолжительности жизни 70,4 года. Мы считаем, что можем идти и более быстрыми темпами сегодня, когда мы видим все тренды в РФ, мне кажется, что мы можем идти даже более быстрыми темпами, которые заложены у нас в программе. Но здесь мы также ожидаем поддержки от наших коллег, потому что сегодня все меры, которые реализуются, они очень четко адресуются тем или иным органам управления, тем или иным органам здравоохранения. Потому что сегодня тема управления здравоохранением — это абсолютно реальная тема, и мы находимся в том отрезке, в том промежутке показателей, когда мы можем влиять на смертность, в том числе и управленческими решениями. И здесь я тоже призываю коллег подключаться к теме для того, чтобы действительно подарить жизнь большому количеству людей.

Следующая тема, о которой мы сегодня постоянно говорим, это тема улучшения ситуации в здравоохранении. Мы многое сделали, когда прошли систему модернизации здравоохранения. Наше здравоохранение сегодня хорошо оснащено, у нас сегодня пришло в систему здравоохранения дополнительно 2% взносов. Но у нас сегодня недостаточно квалификации наших врачей, и в соответствии с этим идет очень серьезная работа по повышению квалификации и по перестройке всей системы здравоохранения на эффективное оказание медицинской помощи. Это очень сложная работа, потому что это переход на новые протоколы лечения, на формирование системы выпуска этих протоколов, регулярное их обновление, регулярное повышение квалификации. Фактически стоит задача заново запустить весь маховик обновления и формирования новой медицинской помощи. Задача сложная, но я считаю, что мы уже находимся не в нулевой точке, поэтому можно с оптимизмом смотреть на будущее.

По теме образования и науки. Перед нами стоят сложные задачи, чтобы мы перешли на новые механизмы финансирования науки, о постановке задач в теме научных исследований. И если в теме фундаментальных исследований здесь более-менее все понятно, то в теме прикладных исследований, я считаю, у нас самые большие «белые пятна». Нам предстоит серьезная работа по выработке инструментария, каким образом двинуть вперед именно прикладную науку. По теме образования я не буду останавливаться на социальной инфраструктуре, потому что это уже стало общим моментом. Все эксперты, сегодня живущие в России, согласились с темой необходимости расширения социальной инфраструктуры и понимания того, что сегодня социальная инфраструктура неразрывно связана с самим образовательным процессом. Она — фактически продолжение наших новых образовательных стандартов. То есть нельзя преподавать по новому образовательному стандарту в старых помещениях. Нужна новая рассадка, нужно новое позиционирование педагога относительно учащихся. И здесь по социальной инфраструктуре у нас сейчас реализуется второй год проект по поддержке развития дошкольных учреждений в регионах. Это уникальный проект, но благодаря ему мы сделали серьезный шаг вперед. В прошлом году мы создали дополнительно 390 тыс. мест в дошкольных учреждениях, и в этом году у нас выделены такие же средства. Мы ожидаем такого же результата. Это не конец, там все равно станется дефицит 400 тысяч. Мы надеемся его устранить за будущий год.

Очень важно, чтобы сама система перехода на образовательные стандарты как задача амбициозная, очень содержательная, очень мудрая задача, чтобы она у нас тоже не останавливалась, и шла бы от одной ступени обучения к другой. В младшей школе у нас переход на новые стандарты происходит довольно успешно, как мы оцениваем. То же самое сейчас происходит с дошкольным образованием, мы начали переход в среднем образовании. А старшая школа — это очень серьёзная тема, по поводу которой предстоит работа. Сейчас некоторые регионы начинают инновационные проекты в области образования, которые касаются именно старшей школы. Основной задачей они ставят поддержание мотивации учащегося, поддержание его интереса к учебе, поддержание его любознательности. И таким образом плавное перетекание в некоторое профессиональное образование. И эти задачи, эти новые формы образования, новые стандарты будут оформлены как стандарты. Мы перейдем к этим новым программам в течение ближайших двух лет.

Это основные точки. Я не буду останавливаться сейчас на рынке труда. Здесь вопрос примерно на полчаса, но мы постоянно с вами общаемся, и я готова какие-то отдельные вопросы обсуждать в рабочем порядке. А вам я хочу пожелать успешной работы, и не только сегодня, но и в тот период, когда мы работаем регулярно в рабочем режиме.

1 апреля 2014 года.
XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества»

Источник: ВШЭ

Предыдущая запись Джеймс Фаллоус, спичрайтер Дж.Картера
Следующая запись Максимилиан Робеспьер и его речь об отмене смертной казни

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *