Выступление Дмитрия Ливанова на Правительственном часе

liУважаемые коллеги!

В октябре 2015 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Этот доклад подготовлен на основе данных результатов работы системы образования в 2014/2015 учебном году в соответствии с вашими, уважаемые коллеги, рекомендациями и предложениями. С докладом вы могли ознакомиться. Ответы на вопросы от всех фракций мы также представили заранее.

Сейчас позвольте коротко охарактеризовать ключевые результаты работы Минобрнауки России и наши планы по развитию российской системы образования.

Доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет на 1 января этого года составила 99 процентов. Фактически задача, поставленная в майском указе Президента 2012 года, выполнена.

Незначительные очереди сохранились в шести регионах Российской Федерации, в основном в Крымском федеральном округе и Северокавказском федеральном округе. Это имеет, естественно, объективные причины, поскольку Крымский федеральный округ подключился к программе позже остальных, а на Северном Кавказе изначально была крайне тяжёлая ситуация. В некоторых регионах охват детей в дошкольном образовании не превышал 20 процентов, 20 процентов.

В целом и федеральный центр, и регионы хорошо потрудились. Построено за три года более полутора тысяч новых зданий детских садов, возвращено в систему около 300 зданий, ранее переданных из системы образования. И в целом за три года создано более миллиона 150 тысяч новых мест в системе дошкольного образования для наших дошкольников. Не менее важно, что дошкольное образование меняется содержательно. Детские сады впервые начали работать по новому федеральному образовательному стандарту, который задаёт параметры современного качества. Разработана примерная образовательная программа и более 20-ти вариативных программ. Сто процентов педагогов дошкольного образования за три года прошли повышение квалификации, а их зарплата за этот период выросла на 70 процентов. В результате профессия стала привлекательной, в детские сады охотно идут выпускники вузов и колледжей, вакансий сейчас практически нет.

В этом году мы продолжаем работу по обеспечению доступности дошкольного образования, поддерживаем негосударственный сектор, семейные детские сады. Перед нами стоит задача расширения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. И в каждом субъекте Российской Федерации приняты соответствующие планы работ.

Ещё одна важная задача — это недопущение необоснованного роста родительской платы. Пока она росла не выше, чем темпы инфляции. И мы сейчас настоятельно рекомендуем регионам устанавливать верхнюю планку роста родительской платы, которую ни в коем случае нельзя превышать.

О школьном образовании. Как вы знаете, в конце прошлого года прошло заседание Государственного Совета по вопросам совершенствования системы общего образования. По его итогам дан ряд очень важных поручений. На заседании выступили парламентарии, представители исполнительной власти, лидеры педагогического сообщества. Были отмечены позитивные изменения в системе общего образования за последние годы, улучшены условия обучения школьников. Большинство школ оснащено современным оборудованием. Практически все школы подключены к Интернету.

Впервые за последнее десятилетие в 2014 году доля молодых учителей превысила долю учителей пенсионного возраста.

Растёт и зарплата, практически везде она достигла заданных показателей. Профессия учителя вновь стала престижной.
Совершенствуется и содержание общего образования. Школы поэтапно переходят на новые образовательные стандарты, согласно которым результаты образования — это не только предметные знания, но и личностные качества, сформированная гражданская идентичность ученика. Воспитание сегодня проходит красной нитью через все виды школьной деятельности: и урочной, и внеурочной.

Мы также приступили к конкретизации требований к предметным результатам школьного образования, в ранее принятых стандартах они были сформулированы слишком обобщённо. Сегодня приняты документы, которые определяют общие рамки предметного содержания школьных курсов по математике и отечественной истории.

В Год литературы, в 2015 году подготовлен проект концепции преподавания русского языка и литературы в школе, об этом Сергей Евгеньевич Нарышкин говорил на Госсовете. Теперь планируется разработать концепции преподавания географии, обществознания и других предметов школьной программы.

Заложены и основы объективной оценки качества школьного образования — это, прежде всего, честный и объективный единый государственный экзамен. И в 2014-м, и в 2015 годах он был проведён без серьёзных нарушений. В результате выросло доверие к результатам экзамена со стороны учеников, родителей, работников системы образования.

Совершенствуются задания, из них ныне исключена тестовая часть, так называемая «угадайка». Единый государственный экзамен в его нынешнем виде успешно выполняет свою функцию, и никаких значительных изменений в ближайшие три года мы вносить в него не планируем.

Создание федеральной и региональной системы оценки качества образованию продолжается. Прошли апробацию Всероссийские проверочные работы, начаты Национальные исследования качества образования.

Очень важно, что выводы по результатам этих исследований не должны приводить к репрессивным мерам по отношению к школам, которые пока работают недостаточно хорошо, не обеспечивают высоких образовательных результатов школьников. Наоборот, мы на федеральном уровне создаём специальные целевые адресные программы поддержки таких школ.

Что ещё предстоит сделать? В октябре прошлого года правительством была утверждена программа но содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях.

Это сверхмасштабный проект. За 10 лет предстоит ликвидировать в школах вторую и третью смену, из зданий с высокой степенью износа перевести детей в новые, современные, отвечающие всем новым требованиям школьные здания.

В этом году, уже в этом году каждый регион получит федеральную субсидию на строительство здания крупной школы, соответствующего требованиям стандартов и оснащённого самым современным учебным оборудованием.

К 2021 году предполагается перевести в односменный режим начальную и старшую школу. На втором этапе, к 2025 году, обеспечить обучение в одну смену учеников основной школы и перевести всех детей из зданий с износом более 50 процентов в новые школы.

До 2025 года число детей школьного возраста, благодаря активной демографической политике правительства, увеличится у нас почти на 3,5 миллиона, а общая прогнозная потребность по вводу новых мест в школах около 6,5 миллионов.

Мы также начали проект, который называется «Российская электронная школа». Благодаря этому проекту дети смогут получать общее образование с I по 11 класс либо полностью, либо частично с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий. Для этого будет создан единый фонд комплектов электронных информационных и образовательных ресурсов по всем учебным школьным предметам. В этой работе примут участие лучшие российские учителя.

Мы также завершим работу по избавлению педагогов от излишней отчётности. Есть и соответствующее поручение Государственного Совета. Будет сокращена административная нагрузка на образовательные организации, а также нагрузка на учителей, связанная с составлением как внутренних, так и внешних отчётов.

Безусловно, в нынешней экономической ситуации предстоит очень важная работа по поддержанию заработных плат педагогических работников на заданном уровне. Со всеми регионами сегодня нами заключены соглашения по достижению ключевых показателей реализации отраслевых «дорожных карт». Целевые параметры повышения заработной платы в прошлом году правительством были уточнены, но по детским садам и школам мы ориентируемся на сохранение уже достигнутых целевых значений. Рекомендации по развитию систем оплаты труда педагогов нами формируются совместно с отраслевым всероссийским профсоюзом.

В соответствии с майским указом президента к 2020 году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, должна увеличиться до 70-75 процентов.

Доступность дополнительного образования в последние годы растёт, это касается и дошкольников, и школьников. Сегодня доля детей, которые занимаются в кружках и секциях, школах искусств, спортивных школах примерно та же, что была в советские времена — 64 процента. Ещё несколько лет назад она не превышала 60 процентов.

Дополнительное образование дети сегодня могут получить не только в специализированных организациях, но и в школах, что особенно важно для сельских населённых пунктов, в музеях, вузах.

И, кстати, возможности ведущих университетов здесь очень велики и пока нами не полностью используются. Мы ставим перед собой эту задачу.

При этом мы настоятельно рекомендуем регионам не сокращать сеть специализированных организаций дополнительного образования. Для этого формируется специальный федеральный реестр таких организаций.

С 2014 года последовательно улучшаются условия для занятий спортом в сельских школах. За 2 года отремонтировано более 2,5 тысяч спортивных залов, создано около 3 тысяч школьных спортивных клубов именно в сельских школах, оборудовано более 1,5 тысяч открытых спортивных площадок.

В федеральной целевой программе «Развитие образования» дополнительное образование впервые выделено в отдельную задачу. Предусмотрены немалые федеральные средства, впервые тоже, в том числе на конкурсную поддержку региональных инициатив в сфере дополнительного образования, на гранты тем организациям, которые реализуют и распространяют передовые практики дополнительного образования детей и на субсидирование ставок по кредитам негосударственным организациям дополнительного образования.

В этом году все организации, где дети получают дополнительное образование, по всей стране переходят на нормативное финансирование: чем больше детей посещают, например, спортивную секцию или изостудию, тем больше бюджетных средств они получат. Этот принцип давно уже опробован и успешно действует в общем образовании.

При этом при формировании норматива учитывается особенность программ содержание, контингент и прочее, но в результате у нас появляется единый подход к предоставлению госзадания различным организациям, в том числе и негосударственным.

На ближайшее время здесь у нас две задачи.

Во-первых, нам нужно активно поддержать негосударственный сектор в сфере дополнительного образования. И помимо упомянутых новых инструментов финансовой поддержки правительство в ближайшее время внесёт в Государственную Думу законопроект, расширяющий возможности финансирования негосударственных организаций, где есть программы дополнительного образования детей.

Во-вторых, мы ставим перед собой задачу — приобщить больше детей к техническому и инженерному творчеству. Сейчас примерно 10 процентов детей занимаются в технических и естественнонаучных кружках, в течение нескольких лет мы этот показатель увеличим в 2-2,5 раза.

В прошлом году были утверждены стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, и с 1 сентября 2016 года они вступят в силу. Потребности особых детей учтены и в новом стандарте дошкольного образования.

Сегодня утверждены специальные требования для реализации программ основного и среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработаны примерные адаптированные образовательные программы.

Сегодня в 20 процентах всех школ страны созданы все условия для инклюзивного обучения, утвержден межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного образования. При этом мы сохраняем, поддерживаем и развиваем сеть специализированных образовательных организаций для особых детей — это коррекционные школы и так далее.

Ещё одна категория детей, которым необходима особая забота государства, — это сироты. Приоритетными мы считаем семейные формы устройства детей. В 2015 году 69 тысяч детей переданы на воспитание в замещающие семьи или возвращены родителям.

В 2015 году число детей в государственном банке данных о таких детях сократилось на 18 процентов, сегодня там находятся сведения о 71 тысяче детей, ещё в 2012 году там детей было более 110 тысяч. Средний размер выплат на содержание ребенка в замещающей семье в целом по стране растет. В действующих детских домах создаются необходимые условия, по возможности приближенные к условиям жизни ребенка в семье.

Среднее профессиональное образование в нашей стране является общедоступным. Каждый человек, как и раньше, может получить рабочую профессию или специальность среднего звена. Спрос на профессиональное образование при этом растет. Сегодня 40 процентов выпускников девятых классов идёт в систему среднего профессионального образования, в колледжи и техникумы, 60 процентов только переходит в десятый класс.

Расширяется сотрудничество системы профобразования с работодателями. Студенты осваивают лучший отечественный и мировой опыт культуры труда, улучшаются условия получения образования. На федеральном уровне мы поддерживаем региональные программы развития профессионального образования.

Например, в этом году мы начинаем создание шести самых современных межрегиональных центров компетенций для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

В прошедшем учебном году в рамках государственной поддержки наши колледжи и техникумы приобрели более 8 тысяч единиц современного оборудования, было создано более 10 тысяч новых ученических мест в кабинетах, лабораториях, мастерских, учебных полигонах, площадках предприятий, и так далее.

Последние несколько лет Россия активно участвует в движении WorldSkills, у нас оно называется «Молодые профессионалы». На последнем мировом чемпионате по профессиональному мастерству российская команда завоевала шесть медалей за высшее мастерство.

Чемпионат мира в 2019 году по профессиональному мастерству будет проведён в нашей стране, в Казани, и это является признанием качества нашей работы и внимания, которое паша страна уделяет сфере профессионального образования. Ну, и, кстати, тренировки нашей национальной сборной и для подготовки к национальным, и к международным чемпионатам будут проводиться на базе тех шести создаваемых центров компетенций, о которых я сказал.

Конечно, мы пока не можем говорить о полном соответствии нашего профобразования мировым стандартам, поэтому на ближайшие пять лет разработан специальный комплекс мер по совершенствованию профессионального образования, в том числе его техническому переоснащению. В этом году начинается создание особых условий для подготовки кадров по 50-ти наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

Доступность высшего образования для выпускников 11-х классов школ в России сохраняется на протяжении четырёх лет на одном и том же уровне — около 56-57 процентов. При распределении контрольных цифр бюджетного приёма мы исходим из потребностей регионов и отраслей. В контрольных цифрах бюджетного приёма на будущий год учтены пожелания 13 тысяч ведущих российских работодателей, наших предприятий.

Уже несколько лет мы целенаправленно сокращаем бюджетные места на направлениях повышенного, но не всегда оправданного спроса экономических, гуманитарных, и так далее — и напротив увеличиваем их число на инженерных, естественнонаучных, медицинских, педагогических и других программах, выпускники которых востребованы экономикой и социальной сферой. И при этом конкурс на инженерно-технические и педагогические направления подготовки год от года растёт.

Особое внимание уделяется развитию инженерного образования, например, мы внедряем прикладной бакалавриат, когда в образовательной программе больше времени и внимания отводится практике и практической работе.

В 2014 году мы запустили программу, которая называется «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса…». И два года реализации показали её высокую эффективность.

Реализуется и проект целевой поддержки педагогического образования. На базе 45 педагогических вузов и классических университетов опробовано более ста новых модулей образовательных программ в сфере педагогического образования.

По результатам ежегодно мониторинга эффективности вузов, который мы проводим, наши университеты стремятся повысить качество, а мы получаем информацию, основания для системных решений по развитию региональных систем высшего образования.

В 2015 году исключено из реестра лицензий примерно 400 негосударственных вузов и филиалов, которые были неспособны обеспечить высокое качество образования.

Приостановлено действие государственной аккредитации свыше 220 вузов и филиалов, действует запрет приёма обучающихся 80 вузов и филиалов. Но во всех подобных случаях студенты получают возможность доучиться на тех же условиях, на которых они поступили в других вузах, но уже с более высоким качеством.

В России сформированы группы ведущих университетов. Из них 21 участвует в программе повышения международной конкурентоспособности.

Первоначально было отобрано 15 таких университетов, в прошлом году к ним присоединилось ещё 6. И за два года, которые мы реализуем эту программу, многие наши вузы заметно продвинулись в мировых рейтингах.

Одна из задач на 2016 год это продолжение работы по сближению университетов и региональных экономических систем. Мы для этого начали программу по созданию опорных региональных вузов.

В 2016 году планируется создать 20 таких университетов. В 2017 году ещё 30. В них будут сконцентрированы лучшие учёные, преподаватели и студены. Эти вузы будут востребованы в регионе и будут готовить кадры для высокотехнологичных, инновационных, наукоёмких отраслей.

Финансирование науки в России растёт. Если в 2012-2013 году мы имели внутренние затраты на исследования и разработки примерно 1,13 процента ВВП, в 2014 году этот показатель составил уже 1,19 процента. В абсолютных цифрах это около 850 миллиардов рублей. При этом опережающими темпами растут внебюджетные инвестиции в науку.

Преодолён многолетний негативный тренд сокращения числа учёных, исследователей в нашей стране. Их количество впервые за долгие годы в 2014 году увеличилось впервые с 1991 года.

При этом этот рост обеспечивают исследователи в возрасте до 39 лет, то есть молодые учёные. За пять лет их доля выросла с 34 до 41 процента. Безусловно, наша задача — создание научных заделов, которые позволят нашей стране быть лидером в науке в мире и в будущем. Здесь российская фундаментальная наука становится более востребованной в мире. Начался рост доли наших публикаций в базе цитирования сеть науки Веб оф Сайнс. В 2013 году этот показатель был, примерно 2 процента, а в 2016 году — 2,3 процента.

Россия обеспечивает участие своих учёных в крупных международных научных проектах. Во всех, по существу, крупных мегапроектах, которые сегодня реализует человечество, наши учёные принимают активное участие. Но ряд крупных международных научных проектов реализуется и в России, на нашей территории, например, создание уникального коллайдера тяжёлых ионов НИКА, который сейчас начинается в Дубне.

В заключение несколько слов о молодёжной политике. Я скажу только об одном проекте — о работе по созданию российского движения школьников. Мы на федеральном уровне в ближайшее время зададим общую организационную нормативную рамку этой работы, после чего в каждом регионе и муниципалитете начнётся формирование соответствующих организационных структур. Исходим из того, что российское движение школьников не должно быть формализованным. Оно создаётся в интересах развития детей, подростков, молодёжи для их позитивной социализации и широкого вовлечения в социальные практики для совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях. Большое спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо.

27 января 2016 г.

Источник: минобрнауки.рф

Предыдущая запись Использование дублирующих слов
Следующая запись Семь правил для записи чисел и числительных

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *