Выступление президента Ассоциации юных лидеров Антона Лопухина

10_bМеня зовут Лопухин Антон Михайлович, я довольно долгое время занимался подготовкой этого круглого стола и буду вести его до часа дня. Но прежде я бы очень хотел познакомить вас с тем процессом, который мы предполагаем, и рассказать, как мы хотим построить сегодняшнюю работу. И завтрашнюю, безусловно, тоже, но про завтрашнюю работу мы еще подробно будем говорить сегодня вечером.

Как вы, наверное, смогли прочитать в тех документах, которые вы получили с приглашениями и которые сейчас есть у вас в раздаточных материалах, основная цель всей нашей встречи – это выработать предложения для лидеров восьми стран по повестке дня, которая предложена страной-организатором, с позиции гражданского общества. И это очень важно. Мы с вами здесь собрались, чтобы обсудить вопросы для предложений в области образования. Образование – это огромная сфера, которая затрагивает каждого человека, это известно, поэтому и вопросов, я думаю, тут будет очень много.

Тем не менее, мне бы очень хотелось, чтобы мы в нашей работе не повторяли официальную повестку, в частности: стандарты образования, профессиональную подготовку, равенство дипломов и другие вопросы, про которые, я надеюсь, нам расскажут шерпы, потому что они как раз в этих вопросах гораздо дальше продвинулись, чем мы с вами.

Тем не менее, обсуждая эту повестку 16 февраля, работая в многочисленных рабочих группах, переписываясь с вами, мы совершенно точно можем сказать, что многие вопросы, которые для гражданского общества ключевые, остались за кадром. Предварительно мне кажется, что это следующие вопросы: прежде всего, гражданское общество и образование, которое состоит из двух очень важных тем. Это собственно гражданское образование или то, что по-английски называется устоявшимся термином civic education, и это участие граждан в управлении и развитии образования.

Предварительный обзор этих тем показал, что у разных стран, даже внутри стран «восьмерки», очень разный подход к решению и гражданского образования, и к вовлечению граждан в участие в управлении образованием.

Нам бы очень хотелось выявить те болевые точки, выявить те позиции, которые будут интересны лидерам восьми стран, и, что самое главное, они смогут принять какие-то решения, которые повлияют на эту сферу и позволят что-то изменить к лучшему.
Второе, очень важное направление (и в некоторых странах такое кричащее направление) – это образование как средство интеграции. И мы выделили здесь работу по двум основным направлениям, и первое назвали очень общими словами, но, мне кажется, очень важными: «Образование для всех».

К сожалению, и в нашей стране, и во многих других образование (притом что оно декларируется как доступное для всех) все еще не доступно всем гражданам. Есть целые группы и категории граждан, которые в силу тех или иных причин не имеют равного доступа к образованию, и я бы очень хотел, чтобы мы об этом поговорили.

И секция 4 – это «Образование в мультикультурном обществе и образование как инструмент интеграции мигрантов». Это две очень схожие темы, которые, как мне кажется, очень актуальны для всех стран и для стран «восьмерки» в частности. Где найти тот баланс между обучением детей титульному языку и сохранением их национальной культуры, как это все должно быть выстроено, как это должно работать?

У каждой страны есть свой опыт, у некоторых он более успешный, у некоторых – менее. Было бы очень интересно поделиться этим опытом и предложить какие-то согласованные решения.

 

Я бы хотел отметить, что один я бы никогда не смог подготовить такое большое, серьезное мероприятие. Мы работали вместе с группой людей, которых я сейчас вам хочу представить и которые будут вести отдельные секции. Они здесь.

Гражданским образованием уже давно занимается и будет вести эту секцию Валентин Гефтер.

Вторую секцию, которая называется «Участие граждан в управлении и развитии образования» будут вести два замечательных человека – Анатолий Пинский и Нейл Дэвис.

Секцию 3 – «Образование для всех» – будет вести наша коллега, которую мы тоже все очень хорошо знаем, Денис Роза и Дайан Ричлер, которая приехала к нам из Канады.

И «Образование в мультикультурном обществе, образование для эмигрантов» будет вести Аркадий Аркадьев.

А теперь мне бы хотелось более подробно рассказать про нашу работу сейчас, до обеда.

Я абсолютно убежден, что мы ничего не сможем сделать, если не начнем с того, что послушаем друг друга.
И мне бы очень хотелось сгруппировать эти выступления по этим четырем темам, последовательно дать возможность выступить как можно большему числу участников. К сожалению, мы уже опаздываем на час, поэтому мы сократим дискуссии, ответы и вопросы, но постараемся полностью послушать всех.

Порядок будет примерно такой. Я не думаю, что нам удастся выдержать его до конца, но мне бы очень хотелось, чтобы выступления были сгруппированы по этим четырем темам, чтобы они строились блоками. И Валентин Гефтер, и Аркадий Аркадьев, и Анатоли Пинский, и Денис Роза примерно знают тех, кто планировал выступать. Но это не значит, что, если вы заранее не подавали заявку, то вы не выступите и не будет услышаны. Мы очень жестко ограничены во времени, поэтому я беру на себя неприятную обязанность: я буду жестко ограничивать всех выступающих тремя минутами. У нас есть возможность показать любые презентации. Если у вас есть какие-то конкретные предложения, чего я бы ждал особенно, для лидеров восьми стран, их запишут.

Сейчас я вас очень прошу, поскольку у нас очень много людей, направлять мне записки, кратко: как вас зовут, с какой темой вы хотите выступить, как называется ваш доклад. Я их постараюсь сгруппировать и всем дать слово.

Я хотел бы предоставить первое слово Альберту Анатольевичу Лиханову, это президент Международной ассоциации детских фондов.

“Круглый стол” по вопросам образования Международного Форума “Гражданская Восьмерка-2006”.
9 марта 2006 г.
Источник: портал “Гражданская восьмерка”