Выступление Сергея Лаврова на «правительственном часе» Государственной Думы

Sergey-LavrovУважаемый Сергей Евгеньевич,
Уважаемые коллеги,

 

Прежде всего хотел бы выразить признательность за возможность вновь выступить в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Российской Федерации. Наши регулярные встречи, тесное взаимодействие между Министерством иностранных дел и Парламентом, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации обеспечивают синергию усилий, единение и солидарность в очень ответственный момент для будущего нашей страны.
Рассматриваем ваше внимание к деятельности МИД как весомый ресурс работы по эффективному продвижению национальных интересов, залог успешной реализации утвержденного Президентом России В.В.Путиным внешнеполитического курса России.

В последнее время Президент В.В.Путин неоднократно выступал с развернутыми оценками международной ситуации, с изложением наших подходов к ключевым вопросам глобальной и региональной повестки дня. Речь, в том числе, идет об участии главы российского государства в общеполитической дискуссии на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и о его многочисленных интервью российским и зарубежным журналистам.

В ходе этих выступлений были предложены конкретные шаги, которые, по нашему убеждению, следовало бы предпринять для развязывания наиболее опасных, конфликтных «узлов» и решения глобальных проблем.

Россия проводит самостоятельную, ответственную политику в международных делах. Мы чувствуем, что такая политика пользуется возрастающей поддержкой и пониманием, наши аргументы все больше берут на вооружение зарубежные партнеры. Ключевые тезисы российской внешнеполитической философии такие, как твердая опора на основополагающие нормы международного права, Устав ООН, коллективные методы решения международных проблем, уважение культурно-цивилизационного многообразия современного мира стали использоваться очень многими делегациями в ООН и на других форумах.

Попытки Запада во главе с США затормозить объективный процесс становления нового, более справедливого полицентричного и устойчивого мироустройства, продолжить навязывать другим странам рецепты преобразований ведут к нарастанию хаоса, анархии и встречают растущее неприятие и, порой, откровенное отторжение со стороны многих государств.

Россия будет и далее проводить независимую, многовекторную, отвечающую национальным интересам внешнюю политику в интересах надежного обеспечения суверенитета страны, ограждения ее безопасности, укрепления ее позиций в современном высококонкурентном мире.

Наша страна занимает традиционно присущие ей позиции ключевого международного игрока, выполняет важнейшую роль в обеспечении сбалансированного развития международных отношений. При этом мы никому ничего не навязываем, не пытаемся всех «причесать под одну гребенку», не заставляем жертвовать миром и благополучием ради неких ценностей.

Президент В.В.Путин подчеркнул, что мы все разные, и к этому надо относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться ни под одну модель развития, которую кто-то когда-то объявил единственно верной. Поэтому необходимо перестать использовать ООН в узкокорыстных односторонних целях. Позитивных результатов удается добиться тогда, когда государства-члены ООН и прежде всего члены Совета Безопасности объединяют усилия и находят общеприемлемые политико-дипломатические решения.

Сегодня насущная задача – формирование системы глобального управления, отвечающей потребностям XXI века. Она может быть создана только на основе согласия ведущих центров силы и влияния современного мира, признания его цивилизационного многообразия, вовлеченности максимально широкого круга игроков, развития сетевой дипломатии, предполагающей создание гибких структур в интересах партнерского взаимодействия в мировых делах, а также поддержку парламентской, народной дипломатии, деятельности НПО, которые серьезно и искренне заинтересованы в урегулировании международных проблем. Россия готова к такой работе по всем этим направлениям на основе широкого консенсуса со всеми партнерами.

При этом мы последовательно выступаем за коллективные действия в интересах поиска эффективных ответов на общие для всех глобальные вызовы и угрозы. Предлагаем руководствоваться общими ценностями и общими интересами на основе международного права, объединить усилия для решения общих проблем.

Многие участники сессии Генассамблеи ООН делали акцент на том, что самую серьезную угрозу для всего международного сообщества представляет сегодня международный терроризм и экстремизм, всплеск которого на Ближнем Востоке и в Северной Африке произошел на фоне ослабления, в том числе, при вмешательстве извне, государственных институтов в целом ряде стран региона. В некоторых странах и само государство оказалось разрушено. Попытки осуществления политической и геополитической инженерии, свержения «неугодных» режимов привели к слому механизмов обеспечения безопасности, хаосу и анархии.

Президентом В.В.Путиным выдвинута инициатива создания широкого антитеррористического фронта, опирающегося на нормы международного права, на Устав ООН и действующего с согласия и в тесной координации с государствами региона, несущими основную нагрузку в противодействии террористам и экстремистам. Он мог бы сплотить в своих рядах самые разные силы – всех, кто борется с террористами, не приемлет их идеологию, готов способствовать недопущению реализации опаснейших замыслов создания экстремистского халифата на обширном пространстве, как заявляют идеологи «ИГ», от Пакистана до Португалии. О необходимости создания такого фронта шла речь на созванном по нашей инициативе министерском заседании СБ ООН 30 сентября. Представили партнерам проект резолюции о координации действий всех сил, которые противостоят «ИГ» и другим террористическим структурам. Проект содержит положения, которые «выводят из тени» действия нынешней коалиции, обеспечивая необходимость уважать нормы международного права и не вторгаться во внутренние дела суверенных государств без их согласия и решения СБ ООН. Пока что реакция прохладная, но мы рассчитываем на принятие практических мер по продвижению этих идей при одновременном продвижении к политическому урегулированию кризисных ситуаций в регионе. Работа над проектом продолжается. Целый ряд членов СБ ООН из числа развивающихся стран выразили свое позитивное отношение. Западные страны, по понятным причинам, не хотят даже ввязываться в его предметное обсуждение. Мне кажется, у них просто не найдется аргументов, чтобы спорить с нашей концепцией. Тем не менее, мы готовы к самому тесному взаимодействию со всеми странами, в том числе с государствами, непосредственно сталкивающимися с террористической угрозой. В этой связи хотел бы упомянуть о таком факторе, как практические шаги, вытекающие из стоящих перед нами задач. Все мы были потрясены случившимися в Турции террористическими актами. Мы выразили солидарность с этим дружественным государством, оказываем содействие в обеспечении различных форм, которые позволят более эффективно и четко подготовиться к противоборству с «Исламским государством». Наши военные вступают в непосредственный контакт для согласования наших действий.

Понятно, что задача борьбы с терроризмом является для всех приоритетной. Как я уже сказал, параллельно мы добиваемся скорейшего создания условий для политического урегулирования всех проблем в регионе, включая сирийский кризис, продвижения к стабилизации в других странах – Йемене, Ираке, Ливане – и устранения причин, вызвавших всплеск экстремизма.

Очевидно, что в нынешней неспокойной ситуации в мировых делах надо договариваться через упорную политико-дипломатическую работу на основе подлинного равноправия и партнерства. Россия к этому готова. Тем более, что события последнего времени наглядно подтверждают правильность тезиса о том, что «вода камень точит», – солидарные действия способны привести к прогрессу в решении даже самых сложных и запутанных проблем современности. Последние примеры – договоренности по вопросам, касающимся ликвидации химического оружия в САР, договоренность по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. И наоборот, односторонние попытки решения региональных и международных проблем не приносят позитивных результатов. Необходимо восстановить утраченную некоторыми нашими партнерами культуру поиска компромиссов.

К сожалению, США продолжают проводить линию на обеспечение американского «лидерства», как они многократно говорили, и исключительности на международной арене как по сути безальтернативного метода ведения дел. Стремятся, если можно так выразиться, зачистить глобальное поле под унифицированные, свои собственные западные стандарты.

Убеждены, что силой невозможно решить ни один конфликт. Это, разумеется, относится и к событиям на Юго-Востоке Украины. Мы удовлетворены итогами переговоров лидеров стран «нормандской четверки» в Париже 2 октября, прежде всего в том, что касается признания партнерами необходимости неукоснительного и полного выполнения Минских соглашений от 12 февраля текущего года. Сейчас надо обеспечить четкое соблюдение соответствующих обязательств о решении всех ключевых вопросов через прямой диалог Киева с Донбассом. Речь идет о местных выборах, амнистии и об обеспечении на постоянной основе особого статуса Донбасса, включая конституционную реформу.

Созданию предпосылок для возвращения к мирной жизни способствует достигнутое прекращение огня. На повестке дня – решение накопившихся социально-экономических проблем, принятие мер по улучшению гуманитарной ситуации, экономическому возрождению и восстановлению жизнедеятельности региона.

Рассчитываем, что продвижение в деле урегулирования внутриукраинского кризиса позволит снять искусственные препятствия на пути к выработке общих ответов на реальные вызовы для всех стран. Упомяну охвативший Европу миграционный кризис, необходимость создания системы равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантике, адекватной современным угрозам. Отдельно хотел бы отметить задачу формирования единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока – масштабного стратегического проекта, в рамках которого могло бы быть обеспечено гармоничное развитие всех государств, как входящих, так и не входящих в различные интеграционные объединения.

Безусловно, внешнеполитическим приоритетом является наращивание сотрудничества в рамках действующих на пространстве СНГ многосторонних форматов с российским участием, включая, собственно Содружество, Евразийский экономический союз и Организацию Договора о коллективной безопасности. Разумеется, будем способствовать укреплению Союзного государства России и Белоруссии и развитию российско-белорусского стратегического партнерства.

Трудно переоценить значение для России стратегического партнерства с Китаем, с которым мы договорились о многих глобальных, нацеленных на долгую перспективу проектах, включая сопряжение строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, – по сути, о начале координации стратегий развития в целях придания мощного импульса хозяйственной активности на обширном евразийском пространстве. Важно как можно скорее начать практическую работу на этом направлении с участием членов ЕАЭС и подключением потенциала Шанхайской организации сотрудничества. Привержены расширению стратегического партнерства с Индией, Вьетнамом, другими странами АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом, активному подключению к набирающим скорость интеграционным процессам в регионе в интересах использования его потенциала, в том числе для содействия решению задач подъема Сибири и Дальнего Востока. При этом, еще раз подчеркну, мы остаемся полностью открыты к возобновлению полноформатного взаимодействия с ЕС и США, когда наши западные партнеры отойдут от своей нынешней позиции, опирающейся на бесперспективный язык ультиматумов и нелегитимных санкций.

В фокусе наших усилий – расширение взаимодействия в рамках БРИКС, которое становится все более важным фактором в мировых делах. На саммите в Уфе и недавней встрече министров иностранных дел стран-членов БРИКС в Нью-Йорке подтвердили приверженность тесному сотрудничеству наших стран, его распространению на новые области взаимодействия в соответствии с Уфимским планом действий.

Будем продолжать активную работу по совершенствованию и модернизации инструментария внешней политики, уделяя особое внимание экономической дипломатии, содействию отечественному бизнесу, работающему на зарубежных рынках, политико-дипломатическому сопровождению стратегических проектов с российским участием.

Намерены максимально эффективно и широко использовать возможности «мягкой силы». Разумеется, важнейшей частью нашей внешнеполитической деятельности неизменно является защита прав и законных интересов российских граждан и наших соотечественников, проживающих за рубежом. Эти вопросы будут в фокусе внимания предстоящего в Москве 5-6 ноября V Всемирного конгресса соотечественников.

Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.

Дата выступления – 14 октября 2015 г.

Источник – МИД России